ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА СОЗДАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ И РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА В РОССИИ

Этнографическая справка

Материалы справки подготовил сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), г. Москва) П.А.Серин. В документе отражены общая этнографическая характеристика Рязанской Мещеры в системе локальных культур русского народа, населенные пункты, расположенные в границах ЭТК, локальные варианты культуры и ее потенциал для развития туризма на современном этапе.


Эти данные помогут при формировании социокультурной программы территории, создании различных программ, направленных на популяризацию и развитие локальной культуры, развития исторического, православного туризма и других видов туризма.



П.А. Серин (Институт этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), г. Москва)

Этнографическая справка для ЭТК “Паустовский”

1. Общая этнографическая характеристика Рязанской Мещеры в системе локальных культур русского народа
2. Населенные пункты, расположенные в границах ЭТК
3. Локальные варианты культуры и ее потенциал для развития туризма на современном этапе
1. Общая этнографическая характеристика Рязанской Мещеры в системе локальных культур русского народа
Мещера (“русская мещера”) - отдельная субэтническая группа русских, сложившаяся на основе восточнославянских и финно-угорских племен на территории Мещерской низменности, большая часть которой на протяжении всей истории России последовательно находилась в составе Рязанского княжества и Рязанской губернии.
Особенности материальной и духовной культуры мещеряков обусловлены как географическим положением региона, так и спецификой этнических процессов, происходивших здесь в первой половине 2-го тысячелетия нашей эры. 
Уникальность географического положения Мещеры, определившая ход развития местной народной культуры, заключается в её близости к одной из древнейших торговых магистралей Восточной Европы - Волжскому пути в Каспийское море, Иран и Среднюю Азию, и одновременно с этим - в её изолированности от массовых вторжений извне. Близость к торговым путям обусловила экономические и культурные контакты с разными народами и государствами древности и средневековья. Следы подобных контактов населения Мещеры с Поволжьем и Прикаспием ещё прослеживались на материалах традиционной женской одежды, вышивки и украшений конца XIX-начала XX вв. С другой стороны, неплодородные почвы, заболоченность и труднодоступность большей части исторической Мещеры стали причиной консервации многих архаических элементов в системе жизнеобеспечения мещеряков, в их постройках, костюмах, особенностях диалекта.
Многолетние комплексные археологические, диалектологические и этнографические исследования помогли реконструировать историю формирования русской мещеры как отдельной субэтнической группы русских на основе местного финно-угорского субстрата, который медленно смешивался с постоянно увеличивавшимся восточнославянским населением. В отличие от правобережной части Рязанской области, которая колонизировалась вятичами и славянами с верховьев Дона, на территорию Мещеры переселялись смоленские кривичи. Последние еще на предыдущем этапе своего расселения в верховьях Днепра и в Волго-Клязьминском междуречье вступали в тесные контакты с неславянскими племенами, вобрав многие балтские элементы культуры. В Мещере кривичи расселялись чересполосно с местным населением, постепенно смешиваясь с ним. Ученые предполагают, что ассимиляционные процессы здесь растянулись на несколько столетий, и полностью не завершились даже к XV-XVII вв., когда на данной территории еще фиксировались островки финно-угорского групп. Местная топонимическая система с большой долей неславянских (финно-угорских и балтских) гидронимов (названия рек, ручьев, озер и болот), ойконимов (населенных пунктов) и даже микротопонимов также подтверждает многовековую преемственность населения на данной территории.   
Начиная с XV века на территории рязанской Мещеры постоянно увеличивается количество славянских поселений, что было обусловлено как притоком населения из московских и владимирских земель, так и ускорившимися ассимиляционными процессами среди мещеряков. К началу XVIII века русские составляют подавляющее большинство населения Мещеры, проживая чересполосно с анклавами касимовских, бастановских татар и мишарей, а также мордвы на территориях современных Касимовского, Ермишинского, Кадомского, Сасовского и Шацкого районов. В течение XVIII и XIX столетий на территории Мещерского края складывается совершенно особый тип крестьянской культуры, отличный от культуры “рязанской” и “степной” сторон Рязанской губернии на правом берегу Оки.
Из-за малоплодородных почв местные крестьяне всегда были вынуждены совмещать занятия сельским хозяйством с различными промыслами и ремеслами, а также охотой, рыболовством и собирательством. Занимались углежжением, смолокурением, заготовкой строевого леса, плотничеством, бортничеством, заготовкой корья, плетением лаптей, изготовлением дранки, канатов, рогож, вязанием сетей, ткачеством, шубным и портняжным промыслами. В XIX веке все большую роль играет отходничество в другие регионы Российской империи, где у мещерских плотников сложились постоянные ежегодные маршруты и круг заказчиков. 
Периоды долгого отсутствия молодых мужчин повлияли на семейные отношения местных крестьян, повысив статус женщины-крестьянки, которая в отсутствие мужа могла пахать, сеять, косить, и даже выполнять подводную повинность. В первую половину ХХ века подобное разделение функций между мужчинами и женщинами еще больше закрепилось: женщины старались вырабатывать необходимые трудодни в колхозах на любых работах даже при минимальной оплате, лишь бы их мужья могли получить в правлении необходимые разрешения на работу плотниками в Москве и Московской области. Даже в 1990е годы старые крестьянки говорили этнографам, что “мужик не может так хорошо вспахать как женщина” - фраза немыслимая для большинства территорий России. 
Жилище местного населения, несмотря на мелкие локальные различия, представляет собой типичный среднерусский дом-избу на низком или среднем подклете, с крытым или полукрытым двором. Для такого дома характерно положение перпендикулярно улице, с двором и хозяйственными постройками расположенными сзади дома или в форме буквы Г, с деревянными воротами, часто крытыми. Такой тип дома стал доминировать к моменту складывания русского этноса в границах Московской Руси и постепенно вытеснял другие типы планировок и построек. В ХХ веке местные плотники творчески перерабатывали старые традиции, разделяя пространство избы на несколько комнат, стараясь украсить дома разнообразной резьбой, обшить тесом и покрасить. При этом ориентировались они больше на дореволюционные постройки мещан и богатых купцов, а не на типовые образцы советских построек. Снова местные жители стали перестраивать свои дома лишь в начале 2000х годов, но большинство местных построек пока еще являются естественным продолжением и развитием более старых традиций местного крестьянского строительства. 
Женская крестьянская одежда в Мещере очень разнообразна и еще в начале ХХ века исследователи выделяли несколько типов традиционного костюма. Самый яркий и уникальный - это комплекс с тяжелой шерстяной бранной поневой, который носили с холщовым белым нагрудником. На момент фиксации он сохранялся лишь отдельными островками на территории Клепиковского, Касимовского и Сасовского районов. При изготовлении подобных понев употреблялась сложная техника ткачества с двумя основами и утками, которая также встречалась лишь в ограниченных ареалах восточной Польши и Литвы. Сегодня эту технику ткачества возрождают несколько профессиональных мастериц. 
Второй комплекс одежды - с распашной тяжелой полосатой красной поневой и нагрудником был известен в восточной части Мещеры в тех селах, где еще в XIX веке в культуре прослеживался дославянский субстрат.  
Эти два комплекса являются одними из древнейших и относятся ко времени расселения восточнославянских “племен” в Восточной Европе. Но только южнорусские группы сохраняли различные варианты поневного комплекса до начала ХХ века. Однако, в различных локальных вариантах рубах, вышивок, верхней одежды и украшений также прослеживаются комбинации элементов общих с мордвой и другими народами Поволжья, или с белорусами и народами Прибалтики.   
Третий комплекс - с сарафаном на данной территории встречался очень редко. Традиционно сарафан здесь носили старообрядки в качестве моленной одежды, но во второй половине XIX столетия прямой сарафан, “московского типа”, начал входить в моду среди молодых женщин и девушек, особенно в больших торговых селах. 
Самый последний комплекс с юбкой и кофтой “парочкой” связан с городской и фабричной культурой. Он проникал в отдельные села региона еще в конце позапрошлого столетия, однако даже к 1930м годам не смог повсеместно вытеснить традиционную одежду. Но в 1930-50е годы он стал ведущим и в XXI веке многими местными жителями воспринимается как “исконный”.
Мужская одежда была общерусского типа и в ХХ веке полностью ориентировалась на городские образцы. 
Исторически мещеряки выменивали хлеб у жителей Рязанской и Степной сторон на древесину, уголь, рогожи, бондарные изделия и лапти. И в сравнении с окружающими регионами в традициях питания местного населения бо́льшую роль играли рыба, грибы и ягоды. Однако и сейчас для сельских жителей местные рыба, грибы и ягоды являются существенной составляющей повседневного меню. Из традиционных способов до сих пор практикуют сушку и вяляние рыбы, сушку грибов, а ХХ век обогатил местную кухню различными способами консервирования, варки, тушения, копчения, приготовления варенья и повидла.   
В традиционной духовной культуре мещеряков также прослеживается сочетание характерных среднерусских и южнорусских черт. Распределение праздников и обрядов по календарному году совпадает с общерусскими традициями с типичными поправками на природные и климатические условия Центральной России. Повсеместно праздновались все большие двунадесятые церковные праздники, отдельно отмечались престольные праздники приходских церквей: на такие праздники собирались жители всех деревень, входивших в приход конкретной церкви, часто устраивались праздничные ярмарки. Главными календарными праздниками считались: в зимне-весеннем цикле - Рождество, Святки, Крещение, Масленица, в летне-осеннем - Пасха, Красная горка, Егорий, Троица, Семик, Петров день, Ильин день и Покров. Обряды жизненного цикла: родильные, крещение, свадьба, похороны - общерязанские (восточно-южнорусские), с различными локальными инвариантами в ритуальной пище, костюме и обрядовом фольклоре. На протяжении ХХ века наиболее стойкими оказались святочные обряды с ряжением и обходом домов, масленичные катания и гостевания, пасхальная и троицкая обрядность. Элементы традиционного похоронного ритуала сохраняются до сих пор.
Сохранность песенного фольклора в Мещере неравномерна: в некоторых традициях лучше сохранился свадебный цикл, в других - масленичный или святочный, в части селений традиционный песенный фольклор был вытеснен жестоким городским романсом конца XIX- первой четверти XX веков, а прежние обрядовые песни сохранялись рудиментарно. При этом в разных песенных традициях прослеживались связи с селениями Владимирской и Нижегородской областей или наоборот - с традициями “Рязанской стороны”.
2. Населенные пункты, расположенные в границах ЭТК
В пределах очерченной территории находятся:
Населённые пункты Клепиковского района:
1. Спас-Клепиковское городское поселение (административный центр – г.Спас-Клепики), населенных пунктов – 9: г. Спас-Клепики, д. Шабаево, д. Бозово, д. Лосево, д. Ненашкино, д. Рябикино, д. Швивая Горка, д. Лодкино, д. Кузино;
2. Болоньское сельское поселение (административный центр п.Болонь), населенных пунктов – 38: п. Болонь, п.ст.Пилево; с. Тюково, д. Алтухово, д. Карпово, д. Лебедино, д. Макеево, д. Мягково, д. Нефедово, д. Русаново, д. Тетерино, д. Фомино, д. Шакино, д. Дунино, д. Аверькиево, д. Анциферово, д. Большая Матвеевка, д. Зубово, д. Малая Матвеевка, с. Стружаны, д. Чебукино, с. Колычево, д. Аристово, д. Беломутово, д. Большое Курапово, д. Давыдово, д. Каширово, д. Клин, д. Козельское, д. Малое Курапово, д. Маньщино, д. Мосеево, д. Новоселки, д. Пансурово, д. Прасковьино, х. Сильма, д. Сонино, д. Владычино.
3. Екшурское сельское поселение (административный центр с. Екшур), населенных пунктов – 20: с. Екшур, д. Большое Дарьино, д. Егорово, д. Ершовские Выселки, д. Иншаково, п.ст. Летники, д. Малое Дарьино, д. Тамышево; д. Первушкино, д. Макеево, д. Полушкино, д. Сергеево, с. Задне-Пилево, д. Борисово, д. Взвоз, д. Макарово, д. Печурино, д. Подгорье, д. Ухино, с. Ершово;
4. Криушинское сельское поселение (административный центр с. Криуша), населенных пунктов – 3: с. Криуша, п. Малиновка, д. Рябиновка;
5. Ненашкинское сельское поселение (административный центр п.Ненашкино), населенных пунктов – 49: п. Ненашкино, д. Абрахово, д. Барское, д. Батыково, д. Белозерье, д. Горки, д. Дрошино, д. Ерохино, д. Иваново, д. Князево, д. Корякино, д. Лункино, д. Макарово, д. Наумово, д. Тюрвищи, д. Никулино, д. Новинки, д. Подсвятье, д. Савино, д. Тимохино, д. Траново, д. Ушмор, с. Ушмор, д. Фролово, д. Ханино, д. Чесноково, д. Белое, д. Большое Жабье, д. Малое Жабье, д. Мамоново, д. Петряево, д. Посерда, с. Прудки, д. Черное, д. Чиряты, д. Беляево, д. Быково, д. Васильево, д. Зимницы, д. Зыково, д. Лунево, д. Ненорово, д. Филотово, д. Чарсуль, д. Калдево, д. Левино-1, д. Левино-2, с. Подлипки, д. Теребово;
6. Оськинское сельское поселение (административный центр д. Оськино), населенных пунктов – 34: д. Оськино, д. Большая Каменка, д. Васино, д. Верея, д. Гурино, д. Деево, д. Заборье, д. Захарово, д. Измайлово, д. Каверино, д. Карцово, д. Кондаково, д. Коробово, д. Кобылинка, д. Крутово, д. Лаптево, д. Максино, д. Малая Каменка, д. Мелехово, д. Муночь, д. Парфеново, д. Порошино, д. Потапово, с. Селезнево, д. Филино, д. Харино, д. Ценово, д. Шевелево, п. Чулис, д. Гуреево, д. Верещугино, д. Макарово, д. Бакастово, д. Быково;
8. Часть населенных пунктов Бусаевского сельского поселения: с. Гришино, д. Натальино, х. Жуковские Выселки, д. Заводская Слобода, д. Ювино.
По состоянию на 2017 год в этих населенных пунктах проживало более одиннадцати тысяч человек, что составляет почти половину населения всего Клепиковского района. 
Несколько населенных пунктов Заборьевского сельского поселения Рязанского района: с. Заборье, д. Кельцы,с. Ласково, п. Ласковский, д. Отводное, п. Передельцы, д. Требухино, с. Агро-Пустынь, д. Полково, д. Деулино, с. Картаносово, п. Поповка, п.Лесохим
Два населенных пункта Варсковского сельского поселения: п. Варские, д. Красный Восход
Село Поляны из Поляновского сельского поселения.
Если к этим населенным пунктам Рязанского района прибавить Солотчу, которая с 2004 года в качестве отдельного микрорайона входит в состав Рязани, то это еще более десяти тысяч человек. Таким образом в границах будущего эколого-туристического кластера “Паустовский” будет проживать более двадцати тысяч человек в 174 (вместе с Солотчей) населенных пунктах. 
 В этнографии и социальнокультурной антропологии именно население конкретной местности с его исторически и социально обусловленными взаимоотношениями с окружающей средой и соседними территориями представляют главный интерес для исследований и моделирования возможных перспектив развития. На протяжении всего ХХ века численность местного населения постоянно сокращалась из-за комплекса причин, общих для всей страны: войны, коллективизация, индустриализация, урбанизация, первый и второй демографический переходы. Традиционная малодворность селений, исторические традиции отходничества в другие регионы (в том числе в Москву и Подмосковье), непоследовательная госполитика по отношению к деревне и сельскому населению - все это способствовало депопуляции территории и к исчезновению как традиционных селений, так и поселков, основанных в советский период. Уже к концу ХХ века на этой территории оказались полностью заброшены несколько населенных пунктов, чья история насчитывала несколько столетий, а перепись 2010 года показала, что в границах ЭТК находятся 13 населенных пунктов без постоянного населения, 8 селений с одним (!) постоянно проживающим жителем, 39 селений, в которых круглогодично проживало от двух до пяти человек, и еще 20 населенных пункта с 6-10 постоянными жителями. Есть очень большая вероятность того, что всероссийская перепись населения 2020-2021 года покажет, что подобных малолюдных сел и деревень станет еще больше, а часть перейдет в категорию “нежилых”. Следует обратить внимание, что большая часть малолюдных селений находится в местах, прилегающих к Клепиковским озерам, наиболее популярным у туристов. 
3. Локальные варианты культуры и ее потенциал для развития туризма на современном этапе
С точки зрения локальных вариантов традиционной культуры предполагаемая территория эколого-туристических кластеров “Паустовский” и “Солотчинский” охватывает большинство селений, в которых по представлениям XIX века проживали настоящие мещеряки. Здесь сильные исторические, экономические и культурные связи с современными территориями Владимирской и Московской областей, что объясняется и тем, что современная Московская Мещера в составе Егорьевского уезда была частью Рязанской губернии до 1922 года. 
Многие мужчины в данных селах были потомственными плотниками, чьи предки уходили в отход в XIX и XX веках. Это не могло не повлиять на качество и размеры местных построек, на их архитектурные детали и количество украшений. Элементы традиционной планировки жилого помещения и декоративного оформления хорошо сохранялись до начала XXI века.
На заработанные средства отходники покупали домой и фабричные ткани, поэтому во многих селениях женщины носили или сарафаны, или городские “парочки”, а понева перешла в разряд старушечьей одежды. Элементы городской культуры (мещанской и купеческой) проникали и через фабрики в Спас-Клепиках, и через отхожие промыслы на текстильные фабрики Московской губернии, а позже - на текстильные фабрики и торфоразработки Московской области. Однако кухня долгое время сохраняла традиционные повседневные и праздничные блюда: хлеб, крупяные каши, различные пироги, домашние колбасы, уха и т.д. 
Праздничная культура в целом полностью совпадает с описанной выше для всей Мещеры, локальный колорит местному праздничному календарю придавали престольные праздники, которые продолжали справлять даже несмотря на запреты советского периода. Однако сегодня эти праздники уже не являются частью личного опыта местных жителей, а сохраняются в памяти людей старше 50ти лет. 
Заслуживает внимания наследие местных старообрядцев поморского согласия, которые компактно проживали в некоторых селениях нынешнего Оськинского сельского поселения. Во второй половине XIX века старообрядцы построили моленные в деревнях Деево, Каверино, Потапово, Селезнево, а моленная с колокольней в деревне Лаптево считалась центром местных поморцев. В 1907 году в Селезнево была построена старообрядческая каменная церковь, в которую из Москвы была привезена икона Покрова Богородицы, а праздник Покрова (14 октября) стал для этого села престольным. Открытие старообрядческой церкви в такой близости от губернского центра стало одним из самых первых примеров реализации Манифеста 17 октября 1905 года в Рязанской губернии.
Солотчинский кластер стоит несколько обособленно от собственно Мещеры, потому что исторически здесь более тесные связи с Рязанью и Рязанской стороной, к тому же на протяжении ХХ века местные жители все больше втягивались в обслуживание города и горожан, что привело к меньшей сохранности традиционной культуры. В разной степени сохранялась святочная, масленичная и пасхально-троицкая обрядность, крестьянская кухня.
Сегодня нужно обратить особое внимание на все еще сохраняющиеся традиции ориентирования в лесу, знания местных географических особенностей, особых мест для купания, сбора ягод, грибов, рыбной ловли - это то, что отличает многих жителей лесных регионов не только от горожан, но и от сельских жителей степей и лесостепей. Также полезно помнить о местах оставленных селений: часто туда приходят бывшие жители, их потомки. Эти знания будут полезны для развития исторического, православного туризма и туризма по покинутым населенным пунктам и урочищам. Часто покинутые селения находятся в очень живописных местах, однако были оставлены жителями из-за проблем с современной инфраструктурой.
Для дальнейшего развития историко-этнографического туризма на данной территории также полезно знать дореволюционное волостное и приходское деление, так зачастую именно это помогает раскрыть экономические и брачные связи местных жителей в прошлом, понять праздничную и бытовую культуру. В дальнейшем подобные знания помогут при создании различных программ, направленных на популяризацию и развитие локальной культуры силами местных жителей. С точки зрения этнографического туризма данная территория представляет интерес своей народной культурой первой половины ХХ века, которая, с одной стороны, хорошо изучена и задокументирована, а с другой – еще жива в памяти старшего и среднего поколений местных жителей.  
Made on
Tilda